Биография Казановы


Загадочный Джоакомо Казанова

Чтобы быть свободным, достаточно чувствовать себя таковым.
Джованни Джакомо Казанова

«Да ты Казанова!» - эти слова произносятся по всему миру и на разных языках. Казанова – мифический мужчина, символ прекрасного любовника и авантюриста, умеющего подарить женщине счастье.
Однако все помнят, что Казанова – это реальная историческая личность, венецианский авантюрист XVIII века, автор многотомных мемуаров.

Он родился 2 апреля 1725 года в Венеции. С раннего возраста Джованни выказывал незаурядные способности в учебе. Изучал право и хотел принять духовный сан, но запутался в любовных похождениях и был исключен из семинарии. В 21 год Казанова – знаток гомеопатии и оккультных наук – вылечил от смертельной болезни венецианского аристократа Маттео Бригадии, который затем его усыновил.

За многочисленные выходки и скандалы, главным образом, сексуальные, Казанова вскоре был помещен в одну из тюрем Венеции, откуда, впрочем, он ухитрился бежать. Следующие 18 лет Казанова провел в путешествиях по Европе. Некоторое время он занимался организацией французской государственной лотереи. Он написал несколько литературных произведений, в том числе и роман-пророчество в пяти томах. Он занимался также переводами и перевел, в частности, «Илиаду». Он побывал в гостях у Вольтера в Швейцарии и даже брал интервью в России у Екатерины Великой по поводу реформы календаря. 

Каждая встреча с женщиной для Казановы была настоящим праздником. Он писал: «3апах женщин, которых я любил, всегда был очень приятен для меня». Он также был неисправимым романтиком и был почти постоянно в кого-нибудь влюблен. Любовь была одним из высших смыслов существования Казановы, она и сделала его великим. Но его романы не заканчивались свадьбой, вознаграждением добродетели и развенчанием порока. «Я любил женщин до безумия, но всегда предпочитал им свободу».

Создавал Казанова «Историю моей жизни» на склоне лет (1789-1798), когда о нем уже мало кто помнил, когда его друг принц де Линь представлял его как брата известного художника-баталиста.
Казанове верил в бессмертие своего творения: «Моя соседка, вечность, узнает, что, публикуя этот скромный труд, я имел честь находиться на вашей службе», - писал он, посвящая свое последнее сочинение графу Вальдштейну. Человек-легенда возник именно тогда, когда мемуары были напечатаны.

Мемуары Казановы были опубликованы в начале XIX века, когда литература романтизма стала беспрестанно обращаться к легенде о Дон Жуане. Вечный образ Соблазнителя появляется у Байрона и Пушкина, Гофмана и Мериме, Хейберга и Мюссе, Ленау и Дюма. Именно в этой традиции и были восприняты записки Казановы, многие годы считавшиеся верхом неприличия. Их запрещали печатать, прятали от читателей. Ему посвящены романы (Р. Олдингтон), пьесы (А. Шницлер, М. Цветаева), многочисленные эссе (С. Цвейг, Р. Вайян, Ф. Марсо, книга Филиппа Соллерса «Казанова Великолепный» (1998)).

Казанова – герой оперы И. Штрауса-младшего, фильма Федерико Феллини и нескольких англоязычных телесериалов.
В советской и российской поп- и рок-культуре появились песни о Казанове группы «Наутилус Помпилиус», Владимира Кузьмина, Валерия Леонтьева и др..

И сегодня популярное представление о Казанове прежде всего ассоциируется с его любовными похождениями; его имя, ставшее нарицательным, стоит в одном ряду с такими литературными персонажами, как Дон Жуан или «современники» Казановы Ловелас и Фоблаз. Благодаря огромному успеху «Истории моей жизни» фигура Казановы превратилась в одну из легенд мировой культуры.

 

Яндекс.Метрика